/doklad_na_temu_rol_otca_v_vospitanii_docheri_v_usl.docx

/scenarij_semejnogo_dosuga.docx

/rol_otca_v_vospitanii_docheri_chast_1.pptx

/rol_otca_v_vospitanii_docheri_chast_2.pptx

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МР «Горный улус» с. Магарас МБДОУ ЦРР детский сад «Туллукчаана»

 

Доклад на тему:

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДОЧЕРИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

 

Написал: Никаноров Айтал Дмитриевич

Руководитель физической культуры

 

2015

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Воспитание сына в основном лежит на плечи отца, так как сын, как будущий мужчина идеализирует отца во всем. Отец в свою очередь делится с ним всеми своими знаниями, умениями и навыками. Но в отношениях с дочерью мужчины запутываются, стараются возлагать воспитание дочери на мать, но каким будет будущее дочери, как она построит отношение в будущем с мужчинами зависит от отношения отца к дочери, от того насколько он участвует в воспитании дочери.

Роль отца в воспитании дочери в условиях сельской местности значительно отличается, чем в условиях городской среды. В таких условиях воспитание ребенка принимает не только педагогический и психологический характер, но еще и носит этнокультурный и физический характер.

Цель: Выявить роль отца в воспитании дочери в условиях сельской местности.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность роли отца в воспитании дочери.
  2. Рассмотреть положительный воспитательный потенциал условий сельской местности.
  3. Выявить роль отца в воспитании дочери в условиях сельской местности.

Сущность роли отца в воспитании дочери

Устоявшее мнение о том, что отцы с большим энтузиазмом ждут рождения сыновей, мало кто подвергает сомнению. Но мало кто знает об истинных причинах желания потенциальных отцов иметь сына. В большинстве случаев это желание продиктовано исключительно опасениями будущего папы, связанными с тем, что он не сможет справиться с воспитанием дочери. С мальчиком все понятно – совместные походы на рыбалку, игра в машинки, в «войнушку», а когда подрастет – общение на настоящие «мужские» темы! А что делать с дочкой? Помогать ей выбирать платье или помаду? Или играть с ней в куклы?

Между тем, роль отца в воспитании дочери трудно переоценить. Скажем больше – в некоторых моментах отец для дочери играет большее значение, чем для сына.

Отец – образ мужчины для дочери. Главная роль отца в воспитании дочери состоит в том, чтобы способствовать формированию в ней женского начала и воплощать собой образ идеального мужчины для своей дочери. Ведь так или иначе женщины выбирают себе в мужья того мужчину, который им своего отца. Отец способствует формированию женской самооценки у своей дочери и показывает ей то отношение, которого она впоследствии подсознательно будет ждать от окружающих мужчин.

Первый опыт общения с мужчинами девочка приобретает в процессе налаживания взаимоотношений со своим отцом. И в этом плане очень важно объяснить мужчине, что можно и что нельзя говорить мужчине.

Если отец подчеркивает красоту своей дочери, постоянно говорит ей комплименты – что она очень красивая, умная и заботливая – это обязательство скажется на ее самооценке. Точно также, как если отец постоянно критикует свою дочь и самым грубым образом указывает на ее недостатки – это также скажется на ее самооценке… Только совершенно в другом смысле.

Конечно, роль отца в воспитании дочери не сводится исключительно к грубой лести и формированию у нее завышенной самооценки. Если критика в каком то случае необходима – ее нужно использовать, но не забывать при этом о корректности своих высказываний и необходимости исключительно конструктивной критики. Например, раскритиковать неудачную прическу дочери можно двумя способами: - «Как ты ужасно выглядишь! Какая ты некрасивая! Ни один мальчик не захочет с тобой общаться!» - «Милая, что это за неудачное произведение парикмахерского искусства у тебя на голове? Мне кажется, ты сделала не очень хорошую прическу. Но я уверен, что в следующий раз у тебя получится лучше!». Часто мужчины не задумываются над тем, как и что они говорят. Для них важно донести до собеседника основную мысль.

Между тем, роль отца в воспитании дочери предусматривает постоянные наблюдения за своей речью и словами, которые произносятся в адрес девочки.

В примере представленном выше, первый вариант – яркое проявление деструктивной критики, которая лишний раз убедит девочку в ее никчемности и полном отсутствии у нее хоть какой то привлекательности. Второй вариант – пример конструктивной критики, где негативной оценке подвергается не внешность дочери в общем, а лишь неудачная прическа.

Но роль отца в воспитании дочери заключается не только в оценке внешности. Отец должен стать мудрым наставником, который даст понять девочке, что в жизни существует много важных вещей помимо внешности. Если дочь пришла к отцу с какой то проблемой, он должен ее выслушать и попробовать продумать вместе с ней пути решения этой проблемы. Отец не должен отмахиваться от интересов дочери – он должен вникнуть в то, что важно для девочки, и действительно показать, что для него это важно. Так как общение с отцом – это первый опыт межполовых отношений для девочки. Роль отца в воспитании дочери заключается еще и в том, чтобы показать ей, что некая совместная деятельность между людьми, принадлежащих к разным полам, возможна. Вместе покормить мишку или уложить кукол спать – это же совсем не сложно, зато прок от такой совместной деятельности будет огромен. Если же отец будет абстрагироваться от игр дочери, она будет думать, что между полами существует огромная пропасть – и это отрицательно скажется на ее личной жизни.

Вопреки сформировавшемуся у многих мужчин мнению, с дочерью так же, как и с сыном, можно играть в игры на смекалку, решать логические задачки и даже ходить на рыбалку. Отец должен показывать жизнь дочери во всем ее многообразии. Здесь прослеживается традиционное разделение обязанностей и интересов: мать обучает девочку домоводству, а отец показывает иные грани жизни. Важной ролью отца в воспитании дочери является внушение ей мысли о том, что нужно не только состояться как хозяйка, жена и мать, но самой быть личностью, представлять что-то из себя и добиться определенных высот в этой жизни, а не оценивать свои достижения через призму семейного положения.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Роль отца в воспитании дочери на разных этапах ее жизни.

С рождения до школы.

С самого рождения ребенок чувствует атмосферу в семье и «впитывает» в себя особенности взаимоотношений между мамой и папой. В связи с этим, отец должен усвоить для себя, что уход за ребенком – это не чисто женская работа. Все семейные заботы нужно нести сообща. Даже в самом раннем возрасте девочка понимает роли мамы и папы в семье, но, в то же время, осознает, что обе эти роли одинаково необходимы. Роль отца в воспитании дочери в этом случае заключается в том, чтобы оказывать маме посильную помощь и вникать во все семейные проблемы.

На протяжении всего дошкольного периода также формируется связь дочери с отцом, девочка начинает чувствовать себя «любимой» принцессой.

Начальная школа.

В период начальной школы девочка больше всего ждет от отца похвалы и главная ее цель – соответствовать его ожиданиям. Главная роль отца в воспитании дочери в этот период – стать для девочки идеалом мужчины и быть всегда готовым прийти к ней на помощь. Всех сверстников девочка в этот период начинает подсознательно сравнивать с отцом.

Подростковый период.

В этот период девочка начинает интересоваться делами отца и стремится к совместной с ним деятельности. Если в этот период отец предложит дочери поиграть с ним в футбол, попросит чем то помочь ему и сохранит доверительные отношения с девочкой – можно считать, что роль отца в воспитании дочери выполнена.

Чувствуя причастность к делам отца, девочка ощущает себя нужной, ее самооценка повышается. А доверительные отношения между отцом и дочерью станут хорошей основой для дальнейших взаимоотношений девочки с противоположным полом и, конечно, взаимоотношений отца с избранником дочери. Более того, девочка, становясь женщиной, впитывает  в себя определенный стереотип взаимоотношений в семье, который потом будет определять всю ее дальнейшую семейную жизнь.

Роль отца в воспитании дочери очень важна! Только от поведения отца по отношению к своей дочери и ее матери зависит то, какие мужские качества девочка будет считать для себя определяющими при выборе  спутника жизни. Чтобы девочка поняла, что сила мужчины в его ответственности, доброте, заботливости, честности и нежности, нужно, чтобы отец ежедневно проявлял эти качества в повседневной жизни. В этом и состоит самая важная роль отца в воспитании дочери!

Положительный воспитательный потенциал условий сельской местности

Воспитание ребенка в условиях сельской местности заметно отличается от воспитания ребенка в городских условиях. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей.

 На селе в большой степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, стремление к оказанию взаимопомощи.

Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский ребенок воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских детей особо важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.

Воспитательный потенциал якутского сельского социума заключается в воспитании потребности к труду и потребности делать людям добро, культивировании положительного отношения к труду, предоставлении самостоятельности в выполнении порученного дела; воспитании любви к этническому роду занятий; воспитании уважения и соблюдении традиций поведения на природе; формировании привязанности к своему роду, семье и уважения к родному краю; организации социального поведения подрастающего человека в среде своего этноса; регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родных, что способствует преодолению разобщенности старших и младших, установлению связи поколений; развитии умения находиться в согласии с природой и обществом; обеспечении усвоения трудовых ролей, подготовки к будущей семейной жизни и приобщения к общественно значимому труду в условиях конкретной среды; формировании привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развитии умения анализировать явления природы; формировании мировоззрения и ценностной ориентации ребенка. Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях якутской сельской местности необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей.

Роль отца в воспитании дочери в условиях сельской местности

Изучение взаимодействия отцов с детьми позволило установить, что отношение к детям отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере.

При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка. Матери же обращаются с малышами более осторожно. В ходе одного эксперимента детям предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами.

Игры матери и отца с ребенком имеют различные функции. Игры с отцом, способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.

Из выше сказанного, роль отца в воспитании дочери огромен. Отец способствует лучшему усвоению ребенком иных граней жизни. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.

По некоторым исследованиям, дети лучше усваивали информацию полученную от отца, нежели от матери, так как отцы дают информацию в игровой форме.

В сельской местности, где большое внимание уделяется труду, природе и ее сохранению, внимательному отношению к обществу и животным, ребенку, в особенности дочери, нужно такое воспитание, в ходе которого ребенок примет труд как радость, как полезное времяпровождение, сохранение природы, животных, и уважительное отношение к людям, как должное, как основной принцип в жизни.

Исходя из этого воспитание ребенка отцом, дает большую эффективность и наибольший результат.

В условиях сельской местности, ребенок воспитывается в труду: по дому, по двору, на природе, и т.д. Мальчик, как будущий мужчина, с самого раннего детства и так приучается к труду. А девочка, как будущая женщина, мать и жена, в основном учится выполнять работу по дому. Но в условиях сельской местности девочка должна уметь делать работу, либо иметь представление о работе по двору, и на природе.

Взяв дочь с собой на рыбалку, он не только дает ей информацию о рыбалке и природе, не только воспитывает любовь к этническому роду занятий, но и улучшает взаимоотношение и взаимопонимание с ней.

Поэтому, отец должен усердно участвовать в воспитании своей дочери и хотя бы дать представление о труде в сельской местности, ради того, чтобы дочь росла умелой, уверенной в себе, интеллектуально и физически развитой личностью.

Сценарий семейного досуга

«Мин а5абынаан»

для девочек старшей и подготовительной к школе групп и их отцов.

 

Цель: Улучшение взаимоотношения между отцом и дочерью;

Задачи:

  • Объединить усилия педагогов и отцов в оздоровлении воспитанников ДОО;
  • Сформировать привычку к здоровому образу жизни у родителей и детей;
  • Установить психологический контакт с семьей воспитанников;
  • Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • Повышать у родителей (отцов) педагогические знания в вопросах воспитания девочки в семье;
  • Организовать просветительскую работу на тему «Роль отца в воспитании дочери».

Место: музыкально-спортивный зал

Оборудование: Слайд, проектор, ориентиры, маленькие разноцветные мячи, флажки, палки, ленты и расчески.

Ход досуга:

  1. «Это мы!» - (домашнее задание) ознакомление со своей семьей: девиз, любимое занятие отца и дочери, совместное времяпровождение, достижение семьи, и т.д. Слайды, видеоролики о семье, совместная работа приветствуются.
  2. «Разминка для ума» - викторина:
    1. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
    2. Назовите пять дней не используя чисел и названий дней? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
    3. Назовите посуду из которой Журавль кормил Лису? (Кувшин)
    4. Сколько концов у двух палок?(Четыре)
    5. Какую книгу папа Карло купил Буратино? (Азбука)
    6. На что похожа половина апельсина? ( на вторую половину)
    7. Из какой посуды нельзя есть? (Из пустой)
    8. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? (Снегурочка)
    9. Где спрятались курицы в первой серии мультфильма «Маша и Медведь»? (В колодце)
    10. Сколько девочек-фей в группе «Винкс»? (пять)
    11. Как зовут друзей Дим Димыча в мультсериале «Фиксики»? (Нолик и Симка)
    12. Название танцевального коллектива д.с. «Туллукчаана»? (Кун бытархайа)
  3. «Повара!» -  (домашнее задание) кулинарный конкурс – семьи представляют свои блюда: оценивается оригинальность блюда, совместный рассказ о приготовлении, внешний вид блюда и его полезность.
  4. «Быстрее, Выше, Сильнее!» - спортивный конкурс:
  5. «Дружная семейка» - папа прыгает на двух ногах до стойки, возвращается бегом, ребенок прыгает на двух ногах до стойки, возвращается бегом, отец поднимает ребенка на руки и бежит до стойки  и обратно.
  6. «Снежки» - по площадке разбросаны снежки разных цветов. Команда собирает снежки определенного цвета в свои корзины. Ребенок становится на против папы и бросает снежки, при этом отец старается поймать снежки корзинкой.
  7. «Сороконожка» - ребенок ставит стопы на стопы папы. Родитель прижимает ребенка к себе и они вместе обходят стойку.
  8. «Прыжки в длину» - отец прыгает с места в длину. Намечается линия, и с этой линии прыгает ребенок.
  9. «Санки» - папы бегут до линии и берут две палки, возвращаются. Ребенок держится за края палки, вместе бегут до линии и меняются местами. При возвращении дети бегут вперед держась за края палки, а папы садятся на корточки и следуют за детьми держась за края палки.
  10.  «Мир красоты» - конкурс отцов: дается лента и расческа. За короткое время, кто быстрее сплетет косу с лентой и завяжет красивый бантик.

Подведение итогов, награждение победителей.